Самым значительным трендом 2023 года эксперты называют окончательно оформившийся разворот брендов в сторону маркетплейсов. По данным BusinessStat, физическая розница постепенно уступает объем продаж онлайн-торговле. В ближайшие несколько лет в России прогнозируется снижение доли физической розницы в совокупных продажах косметических средств с 70,7% в 2023 году до 70,2% в 2027 году, в то время как доля онлайн-продаж увеличится с 11,8 до 12%.
Расширение ассортимента и рост на 30% категории «Красота» на маркетплейсах Ozon и Wildberries в деньгах в сентябре 2023 года против показателей аналогичного периода в 2022-м. Одновременно снизился средний чек, обращает внимание эксперт: на Wildberries он сократился с 1248 руб. в сентябре 2022 года до 1128 руб. в сентябре 2023-го, на Ozon — с 825 до 723 руб.
Осложнившаяся логистика и ощутимое снижение курса рубля диктуют российским производителям повышение цен. По оценкам BusinessStat, стоимость одной покупки за 2022 год выросла в среднем на 23%. Однако спрос показывает другую тенденцию, отмечает основательница брендов Ecolatier, cafe mimi, ECO Laboratorie Дарья Остроменская: «Растет спрос на дешевую, очень дешевую косметику». Сокращение среднего чека снижением располагаемых доходов россиян, вынужденных отказываться от покупки или переходить на более дешевые аналоги привычных средств. Переломить тенденцию на рост спроса в недорогом сегменте вряд ли удастся. Рост спроса и предложения на дешевую «пеномойку» (шампуни и гели для душа до 200 руб. за 500 мл) вызывает недоумение у основателей брендов, входящих в Союз производителей органической, натуральной и экокосметики ONE. Производители сомневаются, что в рамках подобной розничной цены продукт может соответствовать заявленному на упаковке составу, а также своим же «зеленым» клеймам. Потребительский запрос на натуральную, экологичную косметику по-прежнему актуален, однако удовлетворить его в рамках крайне низкой цены, диктуемой масс-маркетом, нереально, уверены в Союзе ONE.