Резкий разрыв с поставщиками из стран Европы вверг отечественных производителей косметики в шок
На начало 2022 года объем отечественного косметического рынка оценивался в 697 млрд руб., по данным BusinessStat. Рынок только восстановился после пандемии: как следует из отчетов аналитической компании, в 2021 году продажи косметики впервые за пять лет показали рост — на 6,4%, до 3,69 млрд единиц. Однако на фоне геополитического конфликта два года назад многие европейские поставщики сырья и упаковки отказались продолжать сотрудничество с российскими производителями. Часть сырья попала в санкционные списки как продукция двойного назначения, произошел разрыв привычных финансовых и логистических цепочек. Иностранные компании, обеспечивавшие 80% объема продаж косметики в России, заявили об уходе с рынка, возник ажиотажный спрос на их продукцию. Вкупе с существовавшей и ранее нехваткой сырья его резкое подорожание привело к новому кризису в отрасли.
По данным BusinessStat, предложение косметики по итогам 2022 года в штуках снизилось почти на 13% в сравнении с 2021 годом. При этом за счет инфляции в рублях рынок вырос до 790 млрд (плюс 13,3% к 2022 году). Последние два года потребители то впадали в панику, скупая все подряд, как в марте 2022-го, то входили в режим жесткой экономии. Производители сфокусировали свои силы на главной проблеме — налаживании новых цепочек поставок сырья и упаковки. «В 2022 году наши производственные потребности по сырью были закрыты только на треть», — говорит основательница бренда декоративной косметики RBG Наталья Ракоч.